Обложки хорроров 50–70-х годов. Типографическая анархия.

Обложки хорроров

Обложки фильмов ужасов середины XX века — это чистая типографическая анархия, а местами даже панкуха. Нынешние обложки хорроров сделаны как будто по одному гайду: мрачный зловещий силуэт на темном фоне и светящийся тонкий шрифт. А вот раньше трава была зеленее и зомби были веселее. В 50-80-х создатели постеров беспределили на полную. Шрифты капали кровью, скручивались змеями, каменели и чего только не вытворяли. Зачастую это даже не шрифты, а леттеринги. Такое разнообразие форм и приёмов трудно найти в каком-либо другом жанре и в любой другой эпохе. Вы только взгляните на обложку The Psycho Lover! Это как будто плакат Sex Pistols в психбольнице. Воплощённый приступ паранойи. Ты не просто смотришь на него. Он смотрит на тебя. И кричит: Kill! Kill! Kill!!

Обложка Psycho lover

Классический ужас: кровавый шрифт

Один из самых ярких и частых приёмов на обложках хоррора — имитация физической материи: крови, мяса, царапин, мазков. Эффект напрашивающийся. Но тут главное как это реализовано.

Обложки классических хорроров

Посмотрите на обложку The Thing From Another World — буквы выглядят как мясистые волокна, живые и пульсирующие. Аж захотелось стейка!
The Fiendish Ghouls — мало того что текст будто нарисован вручную на стене психиатрической лечебницы, так он еще и в луже крови прям в центре композиции.
Witchcraft — буквы летят из ведьминого костра.

Шрифты как часть картины

Иногда дизайнеры шли дальше — они буквально превращали буквы в элементы визуального мира фильма.

Шрифты в виде рисунка
  • The Haunting — буквы превращаются в очертания готического замка.
  • Black Scorpion — из буквы «R» вырастает хвост скорпиона, а вытянутые боковые буквы напоминают клешни.
  • Blood Fiend — слово blood собрано из отдельных капель крови, буквы текут и капают.
Стилизованные шрифты на обложках
  • Scalpel — буква «P» превращается в острый хирургический инструмент.
  • Eegah — шрифт буквально выложен из грубых камней, подчёркивая первобытность.
  • Castle of Blood — весь заголовок стилизован под средневековую архитектуру, напоминает очертания замка. Похоже на The Haunting, но текст еще и вплетен в изображение

Нагнетающий минимализм

Да, в основном обложки хорроров того времени это кровавая баня. И фоне всего этого буйства особняком стоят постеры, где пугает не разнообразие жести, а сдержанность. Минимализм работает на страх иначе — он оставляет больше пространства для воображения.

Минимализм в хоррорах
  • Black Moon — черно-белый плакат с жирными буквами и с версткой кирпичом создает ощущение массивности.
  • Eyes of Laura Mars — Это одна из моих любимых обложек. Темное лицо, горящие белые глаза и лаконичный шрифт. Но выглядит все это так изыскано жутко.
  • Alien — Классика. Но только вдумайтесь, фильм 1979 года. И как же современно и стилево выглядит обложка. Чистый геометрический шрифт и яйцо с трещиной на абсолютно чёрном фоне. Пугающе безмолвно.
Обложки Сола Басса
  • The Anatomy of a Murder и Vertigo — Обе работы — дело рук гения Сол Басса, чьи постеры до сих пор цитируют дизайнеры всего мира. Строгая типографика, много воздуха и, главная особенность, графический ритм. Посмотрите на схему распиленного тела. Это один в один как на куске говядины: вырезка, шея, лопатка..

Гротеск, сюрреализм и чистое безумие

Подборка хорроров

Кроме вышеописанных подходов, в постерах той эпохи можно найти всё: коллажи из тел, деформированные буквы, асимметрию, текст, написанный от руки, разрушающийся шрифт, хаос линий. Дизайнеры тех лет экспериментировали со всем, что могли нарисовать вручную — и это давало удивительные, пугающие и ни на что не похожие результаты. Жаль, что большинство современных хорроров потеряли индивидуальность не только в сюжете, превратившись в жвачку, но и утратили уникальный стиль оформления.

Подборка хорроров 2

Я целенаправленно не писал ни про один из фильмов и не давал оценок. Предлагаю вам сделать то, на что рассчитывали дизайнеры — выбрать фильм на сегодняшний вечер по обложке.